Мы продаём продукты питания, бытовую химию, зоотовары и другую продукцию для дома через три розничные точки и интернет-магазин. Всего в ассортименте 7500 SKU, примерно по 4000 SKU в каждом из магазинов. Помощник закупок мы используем уже примерно четыре года, делаем с его помощью подавляющее большинство заказов поставщикам и перемещений в магазины.

По нашей просьбе в помощник добавили функцию, которая помогла в среднем на 20% снизить закупочные цены по нескольким сотням наименований.

Наши товары можно разделить на две основные группы:

В первой есть генеральный поставщик, связанный с вендором, у которого всегда есть в наличии вся линейка продукции. И одновременно с этим есть множество мелких поставщиков, часто предлагающих эти же товары по лучшим ценам. К сожалению, в наличии у них товар появляется эпизодически — сегодня есть, а завтра уже нет. Поставщик скидывает нам новый прайс и если его внимательно просмотреть, можно найти товары по сниженной цене. И если цена хорошая, остатки в наших магазинах небольшие и есть спрос, то мы закупаем этот товар впрок.

В другой группе товаров, генеральный поставщик отсутствует, и позиция может покупаться у любого из десятка поставщиков. Здесь мы регулярно сравниваем цены каждого товара у различных поставщиков и при необходимости переключаемся между ними.

В любом случае появляется задача анализа прайс-листа поставщика. Мы должны видеть цену основного поставщика, цену в текущем прайс-листе, высчитать размер скидки, понимать спрос на товары, количество на остатках в магазинах и на складе.

Всегда этот анализ мы производили вручную. Это довольно медленная и трудоёмкая работа, учитывая, что в каждом прайсе в среднем содержится 2-3 тысячи позиций. Приходилось копировать штрихкод товара в прайс-листе, искать по нему товар в 1с, открывать отчет по продажам и ведомость по остаткам. Уходило довольно много времени, но приходилось этим заниматься, т.к. позволяло повысить маржу без ущерба покупателям.

В какой-то момент ко мне пришла идея загружать цены из Excel-прайсов в 1с. И не просто загружать, а иметь возможность вывести аналитику по товарам из загруженных прайсов в помощнике закупок. Вместе с нашей текущей ценой, ценой прайса и предлагаемой поставщиком скидкой.

С этой идеей я обратился к разработчикам помощника и они её реализовали.

Сейчас процесс анализа прайсов выглядит так:

  1. Сохраняю прайс поставщика из почты в папку на моём компьютере
    • Если прайс новый и раньше ещё не загружался, то настраиваю его: задаю номера колонок штрихкода и цены, указываю путь к файлу. Это не сложно и не занимает много времени.
  2. Захожу в помощник закупок, из него перехожу в список прайсов и нажимаю кнопку “Загрузить новые”. Цены поставщика попадают в 1С.
  3. В помощнике закупок выбираю заранее созданную настройку (там проставлены галочки для отображения и сортировки нужных колонок) и нажимаю кнопку “Сформировать”. Никаких дополнительных действий, опций выбирать не нужно. Буквально четыре клика мышкой.
  4. Выводится отчет, который показывает
    • Только те товары, которые были загружены из прайсов поставщиков сегодня. Например, если загружено три разных прайса по 300 позиций, будет выведено 900 строк.
    • Колонку с ценой поставщика и скидкой относительно наших последних закупочных цен
    • Всю обычную аналитику помощника закупок по этим товарам.
    • Список товаров сортируется по размеру скидки. Самые лучшие цены выведены сверху.

Используя новый метод, выявилось много позиций, по которым мы и не думали, что они есть в ассортименте поставщика. Раньше, по каждому такому прайсу вручную анализировалось примерно 20-30 позиций. Теперь, из тех же файлов автоматически подгружается и сравнивается 200-300 позиций. За счёт этого вырос круг поставщиков и улучшились цены.

В последнем прайсе, который я анализировал, найдено 50 наименований товаров, каждый из которых дешевле наших текущих цен в среднем на 20%. Соответственно теперь мы покупаем эти товары у другого поставщика.

Функция оказалась для нас полезной и актуальной:

  • Меньше времени стало уходить на анализ прайсов
  • Анализируется гораздо больше позиций
  • Сам анализ делается качественнее, сложнее пропустить какую-то позицию.

 

Из потенциальных минусов:

  • гипотетически, данные из загружаемых прайсов увеличивают размер базы 1с. Но в реальности речи о каких-то больших объемах не идёт. Плюс, разработчики обещают сделать функцию очистки старых неактуальных цен. К моменту появления проблемы она будет решена
  • Изредка в прайсах отсутствует штрихкод и программа не может сопоставить товар у поставщика и в нашей базе. Такие прайсы автоматически анализировать не получается
  • Каждый прайс нужно отдельно настраивать: нужно указать путь к файлу и номера колонок, в которых содержится штрихкод, цена, остаток. У меня сложностей не возникает, но кто-то может быть и не справится.

 

Туарчиев Артур, Управляющий магазинами taio-market.ru, город Черкесск