Продолжая дискуссию насчет значений Min Max, мы должны определиться, каким образом мы будем назначать эти параметры: в зависимости от категории (формата) магазина или для каждого магазина индивидуально.
Мнения разделяются на две лагеря:
а) параметры запасов должны выставляться согласно категории магазина. Для разных категорий используются различные уровни запасов. Между уровнями однотипных магазинов различий нет. Например, магазины можно классифицировать и объединить в группы по размеру: крупный, средний или маленький.
б) запасы должны учитывать специфику магазина и рассчитываться индивидуально для каждой отдельной точки. В сети из 500 магазинов вполне допустимо 500 различных значений запаса одной и той же товарной позиции. В таком случае запас зависит от уровня продаж конкретного магазина.
Также стоит обсудить вопрос с планограммами. Будут ли они учитывать специфику каждого магазина по отдельности или будут соответствовать стандартизированному плану для конкретного типа магазина?
Я считаю, что поначалу лучше всего выставлять уровни Min Max с помощью категорий. На первых парах развития бизнеса, когда только происходит переход от ручного заказа к автоматическому (или от одного типа пополнения запасов к другому), история продаж может быть некорректной. Зачастую она существенно зависит от личных предрассудков или опыта менеджера, от частоты появления дефицита. Любые значения запаса, рассчитанные на основе истории продаж, могут основываться на ложных данных.
Я рекомендую выставлять начальные значения в соответствии с категориями и выжидать некоторое время, чтобы получить более достоверную историю продаж. К примеру, 2 ящика для маленького магазина, 3 ящика для среднего магазина и так далее. Индивидуальные значения могут сформироваться со временем, когда собранные данные сложатся в целостную картину. Определение параметров Min Max с помощью категорий магазинов никогда не связано с высокими рисками несоответствия. Еще одно преимущество такого метода – значения могут подвязываться к планограммам, для которых обычно подразумевается более детальное сегментирование, чем для категории магазинов.
На практике нет существенной разницы, какой именно подход применяется: индивидуальный или общий. Часто количественные результаты одинаковы. Значения параметров зачатую ограничены относительно небольшим числом доступных опций для их регулировки. Нередко уровни MinMax, рассчитанные с учетом специфики отдельного магазинов, имеют не так много вариантов, так как зависят от размера ящика или от точки заказа. Однако различий меньше, чем вы думаете.
Например:
Эта сходимость к небольшому количеству вариантов вызвана рядом факторов. Обычно для более крупных магазинов частота поставок со склада выше. Продажи таких точек могут в 10 раз превышать оборот маленького магазина. Однако уровень запасов при этом может быть уменьшен, так как склад их лучше обслуживает. У маленьких магазинов продажи ниже, но обычно у них долгие или не такие частые поставки.
Еще чаще проблема в том, что небольшим магазинам нужен минимальный запас товара для витрины. Их параметры запаса остаются такими же, как и для более крупных магазинов, у которых предусмотрено больше полок для выкладки товара. Округление при заказах также может ограничивать диапазон доступных значений запасов. Другими словами, после всех произведенных расчетов, порой оказывается, что значения Min Max в магазинах одинакового размера в одной сети почти не отличаются. И это положение вещей естественно. Точно так же, как 80% заказов зачастую делаются в размере одной упаковки (SOM), почти всегда значения Min Max для каждого продукта определяются 3 или 4 схожими классами.