Для магазинов некоторых форматов или для отдельных категорий товаров применение метода проталкивания вполне естественно. Вот несколько примеров:

а) Небольшие розничные сети могут использовать техники проталкивания, чтобы выбрать у поставщика какой-то минимальный объем товара. К примеру, сеть из пяти или десяти магазинов работает не в достаточно крупных масштабах, чтобы претендовать на хорошие условия от поставщиков. В таком случае, вместо пополнения запасов методом вытягивания, центральный офис может закупить партию товара оптом на лучших условиях и протолкнуть запасы в магазины. Обычно распределение закупленного товара по точкам происходит сразу, особенно если ритейлер испытывает дефицит денежных средств или у него ограничено место на главном складе.

б) Для скоропортящихся продуктов, например, категории «Фрукты и овощи», распределение может оказаться единственным подходящим методом пополнения остатков. Запасы продуктов со сроком годности до 1-2 дней часто формируются методом проталкивания. Партию товара закупают на рынке по актуальной цене и с учетом текущего спроса. Продукция тут же развозится по магазинам для скорейшей продажи. Например, иногда клубнику или китайские овощи с коротким сроком хранения собирают на полях за считанные часы и затем отправляют прямо в магазины. Менеджер по закупкам должен рассчитать заказ на каждый день. Дождливая погода или жара может отразиться как на спросе, так и на доступности продуктов. Также на объемы заказов влияют цены на рынке и конкурентные акции. Менеджер должен управлять целыми сериями краткосрочных закупок и продвигать запасы в магазины для немедленной продажи, чтобы не допустить их порчи. Часто заказы свежих продуктов происходят именно так.

в) Некоторые ритейлеры из мира моды работают по заранее спланированной, централизованной схеме. Каждый заказ распланирован, начиная от производства и заканчивая продажей в магазинах. Товар может производиться в Китае, иногда там же и упаковываться согласно предварительным заказам, а затем посылки проходят путь в пол земного шара. Сезоны настолько короткие, а оборот расцветок и размеров происходит настолько быстро, что нормальная схема пополнения запасов тут не эффективна. Цепочка поставок end-to-end предполагает целый ряд распределений в магазины. На позиции, которые хорошо продаются, магазины могут делать срочные повторные заказы, возможно, даже с доставкой воздушным транспортом. Позиции, которые продаются плохо – уценяются для распродажи.

г) Другой пример ­­– сфера цифровой электроники. Поставщики ipod, мобильных телефонов и других горячих моделей техники, как правило, допускают кратковременный дефицит позиций у ритейлера и распределяют товары. У ритейлеров, в свою очередь, никогда не бывает достаточного запаса на складе, чтобы поддерживать постоянное наличие во всех своих магазинах. Поэтому они сами распределяют товар по точкам всякий раз, когда получают новую партию от поставщика.

д) Ритейлеры Hit and Run или дискаунтеры часто делают ставку на серию разовых покупок и тоже используют распределение. Дискаунтеры нередко покупают товар с ограниченным остатком или стоки с полной распродажей, а затем распределяют продукцию по своим магазинам методом проталкивания.

Без лишних доказательств, наглядно видно, что проталкивание товаров в магазины – это важный механизм в сфере розничных продаж. Поставщики программного обеспечения разрабатывают всевозможные динамические системы пополнения запасов. Они продают мечту, утверждая, что их AR-системы способны строить прогнозы и непрерывно вытягивать запасы в цепочке поставок. Возможно им это удается. Но в реальной жизни многие розничные сети для организации своих поставок все же используют техники проталкивания. Благодаря такому подходу у них есть возможность заказывать запас заранее в соответствии с графиком и отправлять его в магазины с минимальной задержкой и операционными издержками внутри складской сети.

К содержанию | Следующая глава