Суть проблемы с распределениями в том, что этот процесс бывает слишком трудоемким. Пользоваться системой на основе метода Мин Макс гораздо проще, но только в том случае, если команде менеджеров по поставкам не придется делать ненужные перерасчеты. Тем не менее, любой ритейлер был бы не против пользоваться автоматической системой, которая работает на основе прогнозов, как отлаженный механизм для пополнения запасов без человеческой помощи.
Как ранее уже упоминалось, идеальный прогноз – это лучший способ пополнения запасов. Это работает намного эффективнее, чем сухие усредненные цифры. И как же нам получить прогноз для нашего бизнеса? Есть методы, управляемые человеком, и есть специальное программное обеспечение.
Подход с вмешательством со стороны человека не может быть абсолютно надежным. Все прогнозы политизированы и зависят от честности и усердной работы людей, участвующих в этом. Во-первых, кто-то должен знать о запланированной акции и донести эту информацию до нужных людей (или внести изменения в IT-системе). В некоторых случаях промо-акция может быть даже не запланированным мероприятием, а краткосрочной реакцией на действия конкурентов. Во-вторых, действия менеджера по закупкам должны быть честными или точно соответствовать масштабам запланированной акции. Закупщик, который занимается планированием слабоэффективной промо-акции, может намеренно показать преувеличенный прогноз, чтобы завезти больше запасов на склад или в магазины. Это не обязательно связано с желанием менеджера слегка приврать; просто иногда их субъективные прогнозы оказываются чересчур оптимистичными. В некоторых случаях менеджеры из одной команды борются за ограниченный лимит на проведение промо-активностей для одного магазина, и именно это подталкивает их приукрашать свои прогнозы.
В реальной жизни, когда дело доходит до прогнозов, также возникает «коммуникационный пробел». Для планирования промо-мероприятия, возможно, придется задействовать всю цепочку поставок, начиная с завода и заканчивая магазином. Расчет товара для поставки по всей цепочке должен основываться на прогнозе продаж. На самом деле все это напоминает игру «Испорченный телефон». Менеджер по закупкам со стороны ритейлера и торговый представитель со стороны поставщика продукции могут не прийти к общему согласию относительно прогноза продаж для промо-мероприятия. Тогда их числовые расчеты окажутся совершенно разными.
Прогноз менеджера по поставкам может не совпадать с видением продаж его собственной команды. Иногда, прежде чем подготовить товар к отправке, цифры пересматривают или корректируют для подстраховки. Прогноз менеджера по закупкам также может искажаться из-за собственной цепочки поставок ритейлера. Даже в случае, когда все стороны согласны с прогнозом продаж (что маловероятно), поставщик может не дать нужное количество продукции, потому что у него другое видение наполнения витрин или допустимого уровня запасов.
Прогнозы спроса и запасы для проведения акции – не одно и тоже. Прогнозы зависят от времени выполнения заказов и предполагаемых запасов, что в свою очередь дает объемы пополнения в цифрах. Даже когда умные IT-системы генерируют расчеты на протяжении всей цепочки, это не мешает любым ее участникам вмешаться и сделать собственные прогнозы и расчеты, которые в итоге повлияют на объем поставки.
Поэтому нужно преодолеть множество существующих преград. Опытные и старательные менеджеры по закупкам, которые хорошо знают свои товарные категории, могут с высокой вероятностью делать хорошие прогнозы. Так что давайте посмотрим на это с оптимизмом и подытожим, что хороший прогноз менеджера может быть полезен в успешной системе пополнения, но только при условии, что все преграды, стимулы и коммуникационные процессы отлажены и способствуют работе.
Но менеджеры по закупкам иногда проводят сотни рекламных акций и не всегда успевают управлять каждым отдельным промо-мероприятием. Только уже по этой причине ритейлеры начали долгий и усердный процесс поиска алгоритма или программного решения, которое смогло бы делать качественные прогнозы и использовать их для пополнения запасов в магазинах. Так как же устроены автоматизированные динамические системы?