Подытожим, что выбор метода пополнения запасов для магазинов зависит от их формата и «философии» торговли, а также от особенностей представленных на витрине товаров и от качества работы цепочки поставок.

Я старался показать, что пополнение запасов в розничной цепи – вопрос не только теоретический и научный. Он затрагивает и эмоциональную сферу, и зачастую внешняя презентация магазина важнее чем математические расчеты. Довольно часто команды менеджеров цепочки поставок находятся под сильным давлением извне. Особенно со стороны поставщиков, желающих отгрузить в торговые точки больше запасов, чем требуется, или еще сильнее расширить представленность на витринах, чтобы стимулировать рост продаж.

По части математических расчетов в пополнении запасов магазинов нет ничего сложного. Я считаю, что простые триггерные механики могут формировать заказы для большинства товарных позиций. И это работает в большинстве случаев для большинства магазинов. Также я уверен, что модель Min Max – это надежный инструмент, который часто недооценивают, выбирая более сложные и не столь надежные методы.

Главная идея работы с Min Max – не тратить время на ненужные манипуляции и пересчеты, и сосредоточиться только на управлении известными событиями и запланированными акциями. И кроме этого – следить за настройками числовых параметров для магазинов, которые приведут к хорошим результатам работы.

Распределения – также очень важный для ритейлера инструмент. Они могут использоваться как дополнение к методу Min Max для управления праздничными продажами, рекламными акциями и специальными мероприятиями. Это особенно актуально, когда запасы товара ограничены или редко доступны.

Динамические модели, в которых используется фиксированный алгоритм расчета средних продаж для формирования заказов, тем не менее, могут оказаться не такими эффективными, как метод Min Max. На рынке есть более сложные программные продукты, работающее на основе прогнозов. Однако они дорого стоят и требуют длительного обучения персонала, чтобы ими управлять. Основная проблема динамических систем – привязка ко времени обработки информации. Они требуют постоянного внимания в режиме реального времени. Работа таких систем полностью зависит от хорошей организации и дисциплинированности сотрудников, в противном случае данные окажутся неправильными. Не стоит строить иллюзий, рассчитывая, что такие сложные системы помогут сократить численность менеджеров в командах цепи поставок. Скорее наоборот, потребуется еще больше сотрудников.

Учитывая все вышеперечисленное, можно подытожить, что пополнение запасов в рознице требует больше понимания потребностей магазинов и покупателей, торговых отделов и поставщиков, нежели понимания математики. Команда, которая управляет цепочкой поставок из главного офиса, должна быть ближе к самому бизнесу и осознавать его коммерческие приоритеты. Какие крупные рекламные акции проводятся? Какие существуют проблемы с просрочкой и свободным местом хранения в магазинах и на складах? Узнать все это можно только при участии на главных торговых собраниях, и проводя некоторое время непосредственно в магазинах, вместо просиживания в четырех стенах и бесполезной обработки уведомлений об ошибках программе. Вот как на самом деле выглядит правильный вектор в изучении пополнения запасов магазина.

Кит Бартлетт Консалтинг Лтд. 2013
bkandjin@netvigator.com

Об авторе

Кит Бартлетт – независимый консультант, который 35 лет проработал в сфере FMCG, как с производителями, так и с ритейлерами. Он был копирайтером в O & M, продавцом и продуктовым менеджером в Nestle, мерчендайзером и менеджером по закупкам в Tesco. Кит прожил Гонконге 21 год, работая в A.S. Watsons на разных позициях в разных сферах: закупка, дистрибуция, IT и менеджмент. Сейчас он трудится над серией книг и статей на тему цепи поставок и процесса розничной торговли. Кит всегда готов связаться с читателем напрямую и обсудить любые вопросы, затронутые в этой статье.